Суббота
29.06.2024
08:21
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Кочетовой Надежды Ивановны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Доклады [12]
Выступления педагога на конференциях, семинарах, круглых столах, педсоветах и т.д.

Время года

Соц. закладки

Форма входа

Поиск

Главная » Статьи » Из опыта работы » Доклады

Роль практических заданий на орнитологических экскурсиях для формирования экологической компетенции обучающихся
В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности обучающегося. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую педагог  должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность обучающихся, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть занятия.
Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный.
Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность обучающегося.
Основной особенностью орнитологической экскурсии является необходимость все время считаться с объектом наблюдения: большинство птиц довольно осторожны, и успешность наблюдения всецело зависит от умения подойти к птице, вовремя взять от нее и использовать все, что она может дать интересного в педагогическом отношении. Орнитологические экскурсии требуют постоянного сосредоточенного внимания экскурсантов. Наблюдения большей частью очень кратковременны, часто внезапны: птица быстро прячется или улетает. Прежде всего необходимо выяснить наиболее благоприятное время года. При целом цикле орнитологических экскурсий с одной и той же группой важно начать их еще зимой, накануне весны. В это время нет того обилия видов птиц, которое так сбивает начинающего экскурсанта. Оседлые и зимующие птицы, не так уж многочисленные у нас, доставляют все же достаточный материал, который может быть положен в основу при ознакомлении с птицами. Но при орнитологических экскурсиях, преследующих несколько иную цель - не постепенное ознакомление с наиболее характерными представителями фауны птиц, а изучение наиболее интересных биологических явлений, - зимний материал, пожалуй, будет недостаточен и несколько однообразен. С этой точки зрения наиболее удобным временем являются поздняя весна и начало лета. В апреле почти ежедневно возвращаются на родину все новые и новые птицы. Лес, помимо своего ботанического "обновления", все более и более насыщается птицами как количественно, так и качественно. Наблюдения над прилетом очень интересны и ценны, но необходимое условие для этого - предварительное знакомство с голосами птиц, так как в громадном большинстве случаев вы узнаёте о возвращении той или иной птицы по голосу. Майские экскурсии очень удобны для первоначального ознакомления с пением птиц, так как в это время оно наиболее полно, и особенно ярко выражены его характерные видовые черты. В мае - июне можно познакомить экскурсантов также со всеми биологическими явлениями, связанными с периодом размножения. Спаривание, весенние игры и полеты, постройка гнезда, сами гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов - все эти биологические явления делают позднюю весну и начало лета наиболее благоприятным временем для групповых экскурсий, ставящих себе целью не только ознакомление с самими птицами, но и изучение явлений, связанных с той или иной группой видов. С середины лета лес начинает затихать. Многие птицы вывели птенцов и пора песен сменилась порой выкармливания. Конец июня и затем июль, август - пожалуй, самые неблагоприятные месяцы для учебных экскурсий. Очень часто можно встретить невзрачно окрашенную птичку, неясно цикающую, чирикающую или свистящую, и стать в тупик при догадках - кто это такой? Все эти скромные загадочные птицы - выведшийся молодняк, живущий уже самостоятельно. Но и взрослых теперь определять гораздо труднее. Часто не хватает самого главного указания - голоса или песни. Осень ценна лишь при условии специального интереса к отлету и прочим осенним периодическим явлениям в мире птиц. Таким образом, выбор сезона тесно связан с темой экскурсии и подбором материала. Но, в общем, самым подходящим временем надо считать май - июнь.
Приведенные ниже сезонные темы наблюдений над птицами используются мной для самостоятельной разработки целой группе или отдельным наблюдателям.

Зима

1. Птицы города и их жизнь - питание, стаи, ночевки. (В этой же теме- наблюдения за кормовых столиках.)

2. Зимняя экскурсия в природу (оседлые и зимующие птицы). Характерные примеры питания (дятлы, клесты, синицы).

3. Первые весенние явления у птиц (март). (Пение зимних птиц, весенние повадки, пары.)

Весна и лето

1. Первые прилетные птицы (начало апреля). (Грачи, жаворонки, зяблики и др.; их жизнь в первые дни прилета.)

2. Весенние явления у птиц (май). (Пение, пляски, токовые полеты и пр.).

3. Птицы сада и парка (май-июнь).

4. Вечерняя экскурсия. Засыпание птиц (конец мая).

5. Ночная экскурсия и пробуждение птиц (май).

6. Летнее распределение птиц по местам гнездовья (конец мая-июнь),

7. Гнездовые явления у птиц (июнь). (Ссоры, постройка гнезда, насиживание, гнездовые инстинкты птенцов и пр.)

8. Птицы в июле. (Слётки, выводки, кормежка слётков, пение молодняка, линька и пр.)

Осень

1. Лес ранней осенью (август-начало сентября). Общая тема.

2. Южная опушка леса в сентябре-октябре. (Локализированная экскурсия, наблюдения на водопое.)

3. Стайность и кочевки у птиц (август-ноябрь). (Стаи и одиночки, состав встреченных стай и их поведение, смешанные стаи из нескольких видов; взаимоотношения птиц, стаи синиц, зябликов, скворцов, зимующих птиц.)

4. Отлетные стаи осенью. (Их направление и поведение, остановки.)

5. Зимующие птицы осенью. (Их прилет, наблюдения за стаями, наблюдения на местах их кормежки, свиристели, снегири, щуры, чечотки и др.)

Одним из самых важных условий работы в природе является максимально подробная запись наблюдений – никогда нельзя полагаться на собственную память. В процессе исследований необходимо разработать систему сокращений для записи тех или иных объектов и событий, но с обязательной расшифровкой сокращений или условных знаков. Записи в записной книжке делают только простым карандашом, т.к. паста и чернила замерзают от холода или расплываются от воды.         
Любое исследование состоит из ряда рабочих этапов:

1) подготовительный (планирование, постановка задач);
2) сбор полевого материала, т.е. наблюдения в природе;
3) текущая предварительная обработка собранных данных;
4) окончательная обработка наблюдений, обобщения и выводы;
5) написание отчета о проделанной работе.

Только работа, прошедшая все эти этапы, может считаться выполненной и приносит пользу исследователю. Выводы должны стать ответами на поставленные вопросы, хотя часто какие-то выводы можно сделать, только после обобщения собранного материала. Особо следует отметить необходимость написания грамотного и подробного отчета о проделанной работе.
Отчет должен содержать:

1) указание на место работы;
2) методику исследования;
3) краткое изложение хода работы и некоторых интересных фактов;
4) обобщения и выводы, проиллюстрированные таблицами, схемами, графиками, рисунками;
5) список использованной в работе литературы.

Предлагаемые темы  орнитологических  наблюдений направлены на изучение самых разнообразных форм зимнего поведения видов. Каждая тема включает в себя задачи, методические пояснения и вопросы-задания, на которые  ребенок  должен найти ответы в результате работы. Роль педагога  заключается в подборе темы и конкретных заданий в зависимости от уровня подготовки и интересов школьника, а также в совместном планировании работы. Представленные задания не исключают возможности разработки обучающимся  собственных идей, которые могут возникнуть по ходу накопления фактического материала. Все темы рассчитаны на многодневные наблюдения. Птицы – практически единственная группа животных, встречающихся в достаточном количестве на протяжении всего года, при любой погоде, в любом уголке природы. Птицы – объекты крупные, поэтому хороши для рассматривания; это красивые, привлекательные живые существа, эмоционально обогащающие процесс познания природы.
Наблюдая за пернатыми, надо обращать внимание на следующие элементы: размер птицы; особенности формы; окраску и размещение цветочных пятен на оперении; поведенческие особенности.

Рассмотрим более подробно структурные компоненты наблюдаемого.

В первую очередь обращают внимание на размеры птиц.
При этом используют относительные размеры. Нам известна величина некоторых постоянно встречающихся птиц: воробьев, галок, ворон и т. д. Эти птицы могут служить своеобразными эталонами, «мерками» при определении размеров рассматриваемой птицы.

При определенном навыке допустимы и более тонкие сравнения. Например, снегирь чуть крупнее воробья. Дикий голубь – вяхирь несколько крупнее домашнего, а горлица – меньше домашнего. Необходимо на практике определять размеры птиц со школьниками. На осенней экскурсии в парке, когда уже опали листья, легко встретить поползня, снегиря, синиц, свиристелей, щеглов. Сравните их размеры с известными пернатыми. Не беда, если вам не известно название птицы. Ее можно пока и не называть. Наша цель на этом этапе другая – развитие наблюдательных навыков, в данном случае – глазомера.

Наряду с размерами обращают внимание на особенности формы птицы.
Облик многих птиц хорошо известен. Все видели на картинках в книгах, по телевидению утку, журавля или цаплю, хищную птицу, сову или голубя. Такие эталоны тоже хороши для первоначального определения. Например, зеленый дятел, малый пестрый дятел, вертишейка имеют облик дятла. Ястреб, сокол, орел имеют хорошо выраженный облик хищной птицы. Снегирь, синица, свиристель по облику ближе всего к воробью, у них «самая обычная птичья» форма.

Определение облика – не самое трудное. Важно обнаружить в форме животного и нечто своеобразное. И школьник уже во втором классе прекрасно с этим справляется. Ему под силу обнаружить, например, длинный хвост у трясогузки, хохолок на голове свиристеля или чибиса, вытянутую шею у летящих гусей, уток, журавлей. Надо обращать внимание детей не на все тонкости форм, а на наиболее заметные.

Окраска птицы – третий компонент.
Наблюдение за окраской птицы – процесс сложный. Он нередко субъективен. Каждый по-разному определяет цвет одной и той же птицы: утром, при освещении солнца оперение приобретает розовые оттенки, в яркий полдень многие цвета блекнут, повышается контрастность рассматриваемого объекта, под вечер оперение становится оранжево-золотистыми. При рассматривании против солнца все птицы выглядят темными силуэтами. Пасмурной осенью, зимой, в дождь и снегопад цвета кажутся однотонно серыми, невзрачными. К зиме перышки птиц истираются, загрязняются, тогда как после весенней линьки, к маю, перьевой наряд окрашивается в наиболее яркие тона.

Подмечено, что дети начальной школы, наиболее адекватно воспринимают в оперении пять основных цветов: черный, серый, белый, красный, желтый. На экскурсиях нет особого смысла обращать внимание на оттенки, ведь они не являются определяющими. При близком рассмотрении можно обратить внимание на исключительно редкие явления в мире наших пернатых: белые глаза у галок, красные ноги у сизого голубя. Неплохо рассмотреть окраску птичьих клювов, они чаще черного или серого цвета, тогда как в рисунках детей нередко раскрашены в красный цвет (что можно наблюдать у очень немногих птиц, например, у речной грачки).

Очень важно оценить, зафиксировать размещение цветовых тятен на теле птицы. Так, в описании большой синицы имеют значение черная голова с белыми «щечками» и желтая грудка с черным «галстучком». Оперение малиновки (зарянки) сероватое, а грудка у нее – ярко оранжевая. Маленькая лесная синичка – буроголовая гаичка – голубовато-серая с черной шапочкой. Указать надо немного признаков (два - четыре), но наиболее броских, заметных.

Поведение птиц специфично
, неотделимы от вида и такие важные характеристики, как форма и окраска. Всем известна особенная «посадка» дятла дереве. Поползень способен «ползать» вниз головой по стволам. Хищная птица парит с распростертыми крыльями. Клином летят гуси. С лета ныряют в воду грачки. Вылетает из кустарника с коротенькой песенкой и снова юркает в куст серая славка.

При наблюдении необходимо обращать внимание на место обитания пернатых, так как оно тоже характерно для определенных видов птиц.

После наблюдения очень полезно дать детям задание нарисовать ту или иную птицу по памяти (можно дома). По мнению В. С. Мухиной, рисование для ребенка – это своеобразная форма познания действительности. Рисуя предметы и наделяя их эталонными цветами, соответствующими в определенной мере реальным цветам предметов, ребенок учится классифицировать мир.

Педагогу очень важно осмыслить положение обучающегося на экскурсии. Именно здесь он может и должен проявить себя исследователем, открывателем природных тайн и закономерностей. Именно на экскурсиях при непосредственном общении с жизнью природных обитателей в их собственном доме он находит, открывает, сопоставляет, анализирует.

Нужно помочь ребенку открыть чудеса и тайны, научиться «ведать природу, а ведать природу – это значит сознательно воспринимать впечатления от предметов и явлений окружающей природы, или, другими словами, уметь видеть, слышать понимать природу…мир растений, мир животных, мир неорганический – во всей гармонической совокупности – с облаками и звездами включительно», - считал Д. Н. Кайгородов.

На начальном этапе обучения должны преобладать задания, отражающие экологические взаимодействия в природной среде. Задания должны быть направлены на систематизацию, обобщение знаний детей о природных взаимосвязях и взаимоотношениях человека с природой, на открытие ребенком этих связей и зависимостей. Задания должны быть обращены непосредственно к каждому школьнику и побуждать его самого подумать, самого предвидеть, самого оказать помощь, если она кому-то потребуется. А самое главное – они должны ставить ребенка в положение первооткрывателя и исследователя.
Таким образом, экскурсии имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они расширяют и углубляют знания, умения и навыки школьников. Дети видят объекты природы в естественной среде, наблюдают взаимосвязь объектов природы. Это позволяет сформировать у школьников представление о природе как о едином целом, в котором все части теснейшим образом взаимосвязаны. Отдельные понятия, полученные на классных занятиях, экскурсиях сливаются в более широкое понятие – «природа».
Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы.
Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в "Уставе народных училищ" (1786), в "Школьном уставе" (1804).
Категория: Доклады | Добавил: 1712 (05.11.2013)
Просмотров: 995 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
E - mail

Сегодня

Моему сайту

Статистика

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Мини-чат