Среда
26.06.2024
14:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Кочетовой Надежды Ивановны
Главная Регистрация Вход
Тьютор – кто это, что за новая должность »
Меню сайта

Категории раздела
Новости педагога ДО [188]
Новости объединения "Орнитологи" [139]
Новости сайта [5]
Учитель - дефектолог [11]
Тьютор [2]

Время года

Соц. закладки

Форма входа

Поиск

Тьютор – новая профессия в сфере образования. И хотя в официальный список должностей ее внесли с 2008 года, обширное внедрение тьюторов в образовательный процесс началось только в 2014 году. Думаю, это было вызвано принятием закона об инклюзивном образовании – образовании, доступном для всех детей, независимо от их особенностей и потребностей. Тогда и стало очевидно, что в штате нужен кто-то средний между педагогом и психологом. Так и появились должности тьюторов, или наставников.

Кто такой тьютор

Тьютор – специалист в области образования, сопровождающий дошкольника, школьника или студента на пути индивидуального развития. Тьютор участвует в составлении индивидуальной программы обучения и развития ребенка, подростка, юноши. А потом помогает учащемуся двигаться по намеченному пути. Индивидуальные программы обучения и личное сопровождение востребованы во всех образовательных учреждениях, но повышенным спросом тьюторство пользуется в учреждениях, где обучаются дети с особыми потребностями.

Тьютор не только ведет ребенка по намеченному пути, но и помогает ему самостоятельно планировать образовательную деятельность. Цель тьюторства – формирование навыка самообразования и саморазвития. Во взаимодействии с тьютором клиент учится самостоятельному планированию деятельности, построению индивидуального пути, согласно личным интересам, способностям и потребностям.

Работа тьютора очень востребована в кризисных, переходных этапах в жизни ученика или студента:

  • смена школы;
  • профессиональное ориентирование;
  • поступление в первый класс;
  • окончание школы;
  • поступление в техникум или ВУЗ;
  • трудоустройство;
  • проблемы с усвоением программы, потеря внутренней мотивации, неопределенность в своих желаниях;
  • переходный возраст и другие кризисы, во время которых ученик сам не понимает, что с ним происходит.

Тьютор не педагог и не психолог, но он вобрал в себе черты обеих профессий. Однако относят специальность к педагогической сфере. По сути тьюторство похоже на коучинг. В обоих случаях клиента (ученика) подвигают на самоосмысление, самопознание, раскрытие и эффективное использование внутренних ресурсов для достижения намеченных целей.

Тьюторство расширяет кругозор клиента, способствует дальнейшей самореализации. Благодаря работе с тьютором клиенты прислушиваются к себе, понимают себя, следуют своим потребностям и желаниям.

Тьютор и родители

развитие личности

Тьюторы работают не только в государственных и частных образовательных учреждениях. Они занимаются индивидуальной деятельностью, но спрос на частные услуги пока низок. Родители все еще настороженно относятся к новой должности. Воспользоваться услугами тьютора мешает инертность и консерватизм, да и не всегда родители понимают всю сложность образовательной среды для ребенка.

А между тем индивидуальный подход и учет индивидуально-психологических особенностей ребенка – базовые принципы обучения. Все дети нуждаются в индивидуальной программе развития и социализации, а не только особые ученики. И родители начинают это понимать, спрос на тьюторов постоянно растет. Ценность индивидуальной, оптимально подобранной и составленной учебной среды постепенно осознается не только специалистами, но и родителями.

Тьютор выступает в роли посредника между человеком и образовательным учреждением, образовательной средой.

Задачи тьютора:

  • помочь обучающемуся узнать свои особенности, индивидуальность;
  • помочь человеку проявить себя;
  • научить осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора;
  • помочь ученику определиться с целями, интересами и их реализацией;
  • помочь клиенту найти баланс и гармонию индивидуальности с внешним миром;
  • рассказать родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Тьютор анализирует, что интересно клиенту, а что нет, что дается легко, а что с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит клиента к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организовывает встречи с важными, полезными и интересными для клиента специалистами. Вместе с клиентом составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т. д.

Тьютор чаще работает со школьниками, но он может сопровождать людей всех возрастов. Детский сад, школа, училище, ВУЗ, профессиональная переподготовка, переквалификация – во всем этом тьютор может участвовать.

Принципы тьюторства

социализация

Тьютор работает не столько с самим ребенком, сколько с его образовательной средой. Она должна быть:

  • Вариативной в плане решения задач, сдачи экзамена, организации деятельности, но при этом каждый вариант должен быть чем-то близок ученику. Однако выбор остается за ним.
  • Свободной: никаких правил, советов, требований и инструкций. Предыдущее право выбора автоматически предполагает метод «проб и ошибок» – ученик сам решает, какие средства и результаты его устраивают.
  • Обширной: ученик должен видеть как можно больше особенностей мира, вариантов реакций и поведения людей. Он должен знать, что все люди уникальные, а мир очень разнообразен.
  • Открытой. Под этим подразумевается обратная связь с учениками, ориентация на их предложения, интересы, пожелания.
  • Ненавязчиво провокативной. С помощью самоанализа и постоянного выбора ученик должен определить, что ему ближе.

На плечи тьютора ложится вовлечение ребенка в образовательный процесс, стимуляция мотивации и интереса к учебе. Он должен заинтересовать прогульщиков, вернуть на уроки, снова замотивировать ученика выполнять домашние и классные задания. А для этого нужно внимательно изучить психологические особенности ребенка. На основе наблюдений, анализа бесед создать такую среду, которая не только вызовет интерес, но и раскроет ребенка, покажет то, о чем он и сам не знал.

Тьютор наблюдает за деятельностью ученика, направляет и поддерживает. Благодаря работе тьютора образовательный хаос конкретного клиента постепенно превращается в порядок. Ученик понимает, что ему нужно от образования, как и где этого достичь. Он становится самостоятельным и активным участником своей жизни и жизни общества.

К результатам тьюторства также относится умение клиента заботиться о себе. Что это значит: нести ответственность, самоопределяться, проявлять инициативу. И это актуально не только для индивидуальной работы, но и для деятельности в коллективе. Ребенок понимает, что именно он должен сделать для победы команды, в чем его сила и уникальность, как правильнее вложиться в общее дело, чтобы прийти к коллективной цели. Понимание личностью своих слабых и сильных сторон, умение эффективно их использовать для достижения жизненных целей – главный результат тьюторства.

E - mail

Календарь
«  Июнь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Сегодня

Архив записей

Моему сайту

Статистика

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Мини-чат