Процесс социализации - это процесс взаимодействия личности и общества.
Данное взаимодействие включает в себя, с одной стороны, способ передачи индивиду социального опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны, процесс личностных изменений.
Исследования показывают, что инклюзивное образование положительно влияет на детей не только с точки зрения усвоения образовательной программы, но и с точки зрения позитивного социального поведения. Школа является той естественной средой, которая готовит ребёнка к дальнейшей самостоятельной жизни, к социальному взаимодействию.
Дети с расстройствами аутистического спектра составляют наиболее трудно адаптируемую группу детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Но для того, чтобы ребенок с аутизмом социализировался, не требуется дорогостоящих препаратов и медицинских приборов. Для таких детей, прежде всего, необходимы люди. Обыкновенные добрые люди, которые осознают истинную природу «ненормального» поведения детей с аутизмом и готовы с ними общаться. Ну и конечно, нужно, чтобы члены общества были готовы принимать «других» и считали их абсолютно полноценными.
Детям с РАС очень трудно адаптироваться в окружающем мире, трудно взаимодействовать с другими людьми. На помощь приходит инклюзивное образование, доступность которого сейчас отстаивают родители таких детей.
Основной особенностью инклюзивного образования является индивидуальный подход к созданию специальных условий для каждого ученика. В данном случае школа является той естественной средой, где ребенок с РАС учится адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни, к социальному взаимодействию.
Сегодня мы хотели бы рассказать о небольших успехах и достижениях Александра - подопечного организации и одного из учеников ресурсной секции именно в сфере социализации.
«Александр в этом году впервые переступила порог школы после длительного обучения на дому. Александр - ребенок со своими проблемами в поведении и общении. Неусидчивость, невнимательность мешали ему в образовательном процессе, адаптации в школьной среде. И решающую роль сыграла работа команды специалиста ресурсной секции, супервизора, куратора. Именно общие поэтапные действия помогли решить многие проблемы в поведении и включении в общественную жизнь. Александр посещает общеобразовательный класс. Большую роль в адаптации в классе оказала подготовка обучающихся и педагогов образовательной организации и проведение «Урока доброты», которые позволили заранее познакомить школьников с особенностями поведения и восприятия детей с РАС. Одноклассники встретили его дружелюбно и приветливо.
На уроках Александр ведёт себя дисциплинированно, спокойно, внимательно слушает учителей-предметников и выполняет их инструкции. А на переменах активно общается с одноклассниками.
Александр посещает уроки по всем предметам, это уже его победа и большая радость для специалистов РС. Кнечно, на этом мы не остановимся и будем дальше прилагать все усилия, чтобы Александр успешно обучался на уроках в общеобразовательном классе. Ведь, это и есть та естественная среда, которая подготовит нашего подопечного к самостоятельной жизни и социальному взаимодействию».
Возможно, что другие дети будут иногда повторять какие-то действия своих одноклассников с РАС. Но они не станут перенимать и присваивать данное поведение, потому что у них сформированы свои, привычные формы поведения для возникающих жизненных ситуаций. Если у детей появятся вопросы, почему их одноклассник с РАС ведет себя именно так, важно объяснить им причины такого поведения и то, как ему можно помочь научиться вести себя по-другому.
Следует отметить, что воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве – процесс сложный, многогранный и он возможен только когда в нем взаимодействуют все участники образовательного процесса: это учителя, психолог, дефектолог, врачи, администрация и, конечно же, родители. Но центральной фигурой всегда остаётся ребёнок.
Кочетова Н.И., тьютор ресурсной секции МАОУ «СОШ №1с УИОП» города Губкин Белгородской области.
Проект “Ресурсные классы и ресурсные группы Белгородчины” БРОО "Мир без границ" был поддержан и реализуется в рамках проекта «Инклюзивная адаптация».
Благодарим организаторов и партнеров проекта: Фонд «Выход». Аутизм в России, Ассоциация "Аутизм Регионы".
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фонд президентских грантов .
Поддержать проекты нашей организации может каждый, просто пройдя по ссылке http://www.autism-net.ru/help.html
#ресурсныйклассрегионы
#поддержкаинклюзиирегионы
#аутизмрегионыродителям
#внашихсилах
#аутизмрегионы
#ресурсныйкласс
#ресурснаягруппа
#ресурснаясекция
#ресурсноеотделение
#визуальноерасписание
#социальнаяадаптация
#социальнобытовыенавыки
#мирбезграниц
#аутизм
#РАС
#ПАП
#ABA
#прикладнойанализповедения
#родительскиекомпетенции
#инклюзия
#БелИРО
#31регион
#белгородскаяобласть
|