Суббота
16.11.2024
21:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Персональный сайт учителя Кочетовой Надежды Ивановны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Доклады [12]
Выступления педагога на конференциях, семинарах, круглых столах, педсоветах и т.д.

Время года

Соц. закладки

Форма входа

Поиск

Главная » Статьи » Из опыта работы » Доклады

Экологическая тропа

Природу любят многие, но внимательно и бережно относиться к ней могут только глубоко ее понимающие и определенным образом воспитанные люди. Поэтому очень важно передать детям необходимые знания об окружающем мире, сообщить им круг умений, навыков, необходимых для самостоятельного, активного и рачительного общения с природой, научить вдумчиво читать эту вечно молодую книгу природы, воспитать чувство ответственности за сохранение естественной природной среды, чувство бережного, гуманного отношения ко всему живому, что есть на земле. Детям необходимо знать сложность и многообразие мира окружающей природы - лес, луг, поле, животных, свойства воды, типы почв, полезные ископаемые и т.д. Знать, как человек использует эти богатства: какие существуют последствия вмешательства человека в природу, и как человек должен вести себя, чтобы не допускать ее разрушения. Школьники должны знать все, что уже собрано и изучено до них многими поколениями исследователей окружающего мира.

Основными направлениями экологического воспитания являются:

-расширение и закрепление экологических знаний и реализация возможности применения их на практике;

-формирование у школьников общественно значимых мотивов охраны природы и культурного природопользования;

-включение школьников в общественно-полезный труд, связанный с охраной природы и формирование у них трудовых умений и навыков природоохранной деятельности;

-пропаганда экологических знаний среди населения.

Этим требованиям отвечает такая форма работы школьников, как создание и организация работы учебных экологических троп природы.

Экологическая тропа — маршрут, проходящий через природные объекты, имеющие природоохранную, эстетическую и историческую ценность, на котором организованны различные формы комплексной информации об этих объектах. Тропа является одной из форм экологического воспитания, она знакомит с природными и антропогенными комплексами, используется для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Создается она для педагогов и воспитателей, студентов, детей дошкольного и школьного возраста и прочих граждан. Маршрут экологической тропы размечается в при­роде определенной маркировкой.

Тропы можно классифицировать по разным критериям: прежде всего по длине маршрута или его продолжительности.

Маршруты экологической тропы по своей структуре подразделяются на: кольцевой, радиально - кольцевой, линейный и линейно-радиальный. Но иногда на одной и той же территории могут сочетаться все виды маршрутов, что позволяет использовать тропу в разнообразных целях.

Принято считать, что экологические тропы предназначены только для пешеходов. Такой способ действительно преобладает, но при наличии соответствующих природных условий создаются тропы также для водных туристов, лыжников, велосипедистов, любителей верховой езды. Однако основным критерием классификации троп природы следует считать их назначение:

Прогулочно - познавательные;

Познавательно-туристические;

Учебные экологические тропы.

Познавательно-туристические тропы. Их протяженность колеблется от нескольких километров до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в зонах активного отдыха с малой плотностью населения, а также вблизи национальных парков. Среди этого типа троп есть тропы «выходного дня», иногда с местом для ночлега.

Учебные экологические тропы наиболее специализированы, используются для обучения в природе. Их протяженность редко превышает 2 километров, из расчета проведения учебных экскурсий продолжительностью от 30-40 мину до 3 часов.

Прогулочно - познавательные тропы природы, имеют протяженность 4-8 км. Отдыхающие под руководством экскурсовода или с путеводителем прогулочным шагом проходят весь маршрут, знакомясь с природой, памятниками истории и культуры. В той или иной мере на таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношения природы и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, мероприятий по предотвращению нежелательных последствий.

Тропа должна отвечать трем основным требованиям:

1. Привлекательность. Складывается из трех компонентов: красоты природы, ее своеобразия и разнообразия.

Необходимо чередование открытых пространств с лесными тропинками, ровного и пересеченного рельефа, уголков нетронутой природы с участками, которые подверглись значительному антропогенному воздействию.

2. Доступность - одно из самых главных требований. Для оперативного посещения необходимо, чтобы учебная тропа располагалась сравнительно недалеко от населенного пункта, и к ее началу вели хорошие подъездные пути; посетитель не должен ощущать физической и нервной усталости к тому моменту, как он сделает первый шаг по тропе. Желательно, чтобы начальный и конечный пункты маршрута находились недалеко от остановки какого-либо вида транспорта.

3. Информативность, то есть способность удовлетворять познавательные потребности учащихся в области географических, биологических, экологических проблем. Они знакомятся с видами растений, животных, формами рельефа, почвы. Наибольшей популярностью у детей и взрослых пользуются биологические объекты: растения, грибы, животные.

 

Целесообразно, начать работу по созданию тропы с организации инициативной группы (штаба), с привлечением представителей школы (учителя географии, биологии, учащихся и т.д.), представителей организаций - землепользователей, участвующих в материальном обеспечении и практическом создании тропы, представителей местных отделений общества охраны природы.

Можно сформировать группы по направлениям:

Поисковое направление развивается с начала работы по созданию экологической тропы: выбора ее маршрута, выявление и описание памятников природы на маршруте тропы, определение местонахождения редких растений и животных и т. д.  Дальнейшая работа — по организации но­вых остановок (пунктов) на созданной тропе.

Познавательно-исследовательское направление (или учебно-познавательное, исследовательское). Данное направление включает в себя следующие формы: работа по исследовательской теме, связанной с созданием тропы (маршрутом, остановками на нем); изучение природных комплексов, расположенных на марш­руте; фенологические наблюдения; экспериментальная работа, опытная и т.д. Эта работа требует определенного объема знаний и умений, её может проделать учитель с учащимися школы.

Практическое направление  включает в себя оснаще­ние тропы - изготовление щитов, ограждение муравейников, подсадка деревьев и растений, развешивание гнездовий, трудовые операции по ремонту тропы, ее очистке и др.

В пропагандистской (экскурсионно-пропагандистской) работе могут участвовать все, проявившие желание и способности в этом виде деятель­ности. Данная работа разнообразна по своим формам: организа­ция экскурсий на тропе; пропаганда экологической тропы через печать, радио, телевидение; проведение массовых краеведческих мероприятий.

Подготовительный этап создания экологической тропы:

1.Изучение участка природы — планируемого маршрута тропы, краеведческой литературы, знакомство с планом исполь­зования данной территории в хозяйственных и рекреационных целях, определение возможных вариантов маршрута.

2.Определение маршрута тропы с учетом требований, со­ставление схематического плана с нанесением всех остановок.

3.Установка деловой связи с базовым хозяйством, на территории которого будет проложена тропа.

Методика создания тропы.

 После того, как маршрут выбран и определены исходные позиции, тропа прокладывается и оборудуется на местности. Важным условием эффективного создания и использования тропы является правильный отбор объектов и комплексов. Экскурсионные объекты на тропе: естественные природные, специфические и искусственно привнесённые.

Естественные природные объекты. Эти живые иллюстрации к рассказу экскурсовода или к буклету отлично  концентрируют внимание слушателей. Можно использовать и такие объекты, которые на первый взгляд не привлекают. У обгоревшего дерева, например, интересно будет прослушать рассказ о грозе, молниях, лесных пожарах и правилах разведения костров; замшелый пень может стать отправной точкой для рассказа о симбиозе,  взаимозависимости всего живого; вывороченное бурей дерево поможет рассказать о строении и роли корневой системы.

Особенно привлекательны для детей и взрослых объекты биологические: грибы, сообщества растений, животные. Редко удаётся видеть самих животных, поэтому для рассказа о них следует использовать всякие следы их жизнедеятельности: гнездовья; остатки пищи, отпечатки лап, выбросы почвы из норок и т.п.

Специфические объекты — памятники природы. Они обычно привлекательны и имеют большое воспитательное значение. При выборе маршрута тропы надо стремиться, чтобы тропа охватила не только уникальные, но и самые типичные объекты мест­ной природы. Пояснительный текст поможет понять их незамени­мость в жизни людей и природы, привить любовь к самым скром­ным цветам, деревьям, ландшафтам.

В рассказе экскурсовода можно обратить внимание на все видимые с тропы элементы антропогенного ландшафта: дороги, линии связи, промышленные объекты. На примере таких объектов экскурсоводу удобно разъяснять природоохранные проблемы и способы их решения на разных уров­нях: от мирового до узко местного. Некоторые объекты могут пря­мо служить иллюстрацией правильного и неправильного природопользования (направление вспашки на склонах, эррозия почв и способы борьбы с ней, последствия, добычи полезных ископаемых, искусственные пруды, закрепление оврагов, резуль­таты поведения туристов на природе, правильное и неправильное складирование материалов, прокладывание дорог и т. п.).

Искусственно привнесенные объекты. Такими могут быть об­разцы птичьих гнезд (покинутые хозяевами, но хорошо сохранив­шиеся) специально подсаженные коллекции деревьев, ботанические площадки с наборов цветов и трав, типичных для данной мест­ности и т. п. Органически впишутся в окружение тропы искусст­венные нерестилища для рыб, гнездовья для полезных насекомых, птичьи домики и кормушки. Создание и переноска объектов возможна только при квали­фицированной помощи специалистов.

Полотно тропы можно укрепить природным материалом: необработанным камнем, бревнами, подсевом трав, устойчивых к вытаптыванию. Важно во всех случаях сохранить чувст­во меры, сохранив по возможности прелесть первозданной природы и набор минимальных трудностей. Это привлекательно для посетителей. Можно продумать варианты: часть людей предпочтет перейти ручей по мосту, другим больше понравится бревно, или крупные камни, положенные в воду. Хорошо, если эти приспособления естественно впи­сываются в ландшафт.

После выбора объектов тропы начинается работа по оснащению и благоустройству. Информация: лозунги, правила, указатели и др.- помещается на специальных щитах и знаках, которые как можно более органично должны вписывать­ся в среду, не нарушая её гармонии. Информационные щиты и знаки по содержанию могут быть различны­ми, условно их можно разделить их на три группы:

1) информацион­ные, познавательные;

2) инструктивные (предписания, призывы, запреты);

3) эмоциональные (цитаты, стихи, юмор и т. п.).

Количественное соотношение групп определится местоположением тро­пы и ориентацией на ту или иную категорию посетителей.

У начала тропы помещается главный, вводный щит, на котором размещается карта-схема маршрута с обозначением остановок, главных достопримечательностей, краткая информация о сущности и целях тропы.

Следует тщательно продумать место установки того или иного щита. Возле ручья уместнее всего будет надпись о роли чистой воды, на опушке с цвётами - о культуре сбора диких цветущих растений, в уединённом тихом уголке  - о важности тишины. Оптимальное расстояние между щитами зависит от общей протяжен­ности тропы (на большой тропе расстояние больше), а так - же от местоположения интересных природных объектов.

На самой тропе каждая остановка должна быть оснащена информационным щитом, скамейками для отдыха, при необходимости – местом для кострищ.

Особенности зимней экологической тропы.

В настоящее время активно развивается отдых населения в зимнее время года, основной и общедоступной формой которого являются лыжные прогулки. Поэтому наряду с летней можно создать зимний маршрут тропы. Методика создания зимней тропы, а также требования к ней незначительно отличаются от летней тропы. С целью привлечения посетителей зимняя тропа может иметь иной маршрут, при этом ведущими факторами являются: удобство лыжной трассы, и наличие на трассе различных объектов. Маршрут зимней трассы по длине более протяженный.

На зимней тропе, так же как и на летней, организуется экскурсионно-пропагандистская, учебно-познавательная и исследовательская деятельность.

Содержание учебно-познавательной (так же как и исследовательской) деятельности зависит от особенностей явлений, происходящих в природе зимой. Несмотря на сезонный характер, зимние тропы оставляют заметный след на природном ландшафте - вызывают эрозию почв на лыжных трассах, нарушают растительность на них и др. Исследовательский материал служит источником информации для экскурсоводов.

При организации экскурсий содержание информации должно показывать влияние зимней рекреационной нагрузки на природные комплексы: рельеф, почву, растительность, животный мир и др.

Целесообразно всем, кто будет принимать участие в экскурсии по тропе напомнить правила поведения  в природе (создать щит, с указанием правил или  раздать листовки).

Правила поведения на тропе:

Уважительное  бережное отношение  к природе – одно из главных правил поведения на тропе. Никогда не забывайте, что в путешествии вы находитесь в гостях у своего верного друга – природы. Поэтому не делайте ничего такого, что вы сочли бы неудобным сделать в гостях.

Ни в коем случае не бейте бутылки или другую стеклянную по­суду. Помните, что брошенная бумага лежит, не сгнивая, два года, осколок бутылки или консервная банка могут поранить ногу и че­рез сорок, лет. Подумайте о красоте, не испорченной вашими по­ходными отбросами природы и о благополучии тех, кто придет сюда после вас!

Избегайте любых повреждений растительности на берегах рек, озер, водохранилищ — здесь она играет важную водоохранную роль. Избегайте вытаптывания травы.

Путешествуя по тропе в  лесу, помните, что лес — зе­леный заслон города, его «легкие» и украшение. Не обламывайте ветвей деревьев и кустарников. Не рвите букеты цве­тов — цветы придают красоту и прелесть нашим лугам, полям и лесам.       

Без надобности не разжигайте на маршруте костры. Помните: одна маленькая искра или тлеющий уголек может вызвать большой пожар. Черный след от костра, доставившего вам удовольствие на один - два часа, будет обезображивать    местность много лет.

Бережно относитесь ко всем животным, встретившимся вам на  маршруте.  В лесу старайтесь ходить только по тропинкам. Лес полон сво­ей жизни, и вы легко можете раздавить живое   существо.    Если случайно наткнулись на гнездо или нору, не трогайте их, не ото­двигайте ветки и траву — испортите    маскировку или вспугнете животных. Если нашли плохо летающего птенца или бес­помощного звериного детеныша  — оставьте его в лесу. Рядом, ве­роятно, находятся его родители, которые и позаботятся о нем, ког­да вы уйдете. 0храняйте в путешествии птиц — они уничтожают вредителей леса. В общении с животным миром не забывайте, что в природе вред от хищных зверей или птиц в большинстве случаев перекры­вается пользой, которую они приносят. Не преследуйте хищников.

 Если хотите услышать пение птиц, увидеть лося или белку,  по - настоящему отдохнуть в лесу - не создавайте лишнего шума.

Охрана природы — всенародное дело. Охранять   природу — значит охранять Родину!


 

 

Категория: Доклады | Добавил: 1712 (05.11.2013)
Просмотров: 4555 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
E - mail

Сегодня

Моему сайту

Статистика

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21

Мини-чат